Наркологическая помощь на дому и в стационаре – круглосуточно
Запись к узким специалистам (психолог, психотерапевт, психиатр) – с 9:00 до 20:00
Забота о своём душевном здоровье начинается с любви к себе!
КАБКОВА ОЛЬГА
МЕДИЦИНСКИЙ ПСИХОЛОГ
Как часто мы задумываемся о качестве нашей жизни? Мы живём в постоянных стрессах, напряжении, тревоге, раздражительности не задумываясь об их последствиях для себя самих и близких нам людей, не делая выводов, не обучаясь приёмам выхода из стресса, а воспринимаем это как само собой разумеющееся. Однако, если это мешает быть в ладу с собой, нарушается сон, аппетит, появляется головная боль, повышается артериальное давление, нарушаются взаимоотношения с близкими людьми – возможно это повод начать менять свою жизнь к лучшему. Приведём несколько примеров.
Мальчик, лет пяти, подбежал к матери с просьбой купить ему мороженое. Он дёргал её за сумку, с надеждой, что вот сейчас, наконец она ответит и вожделенное мороженое будет уже в его руках. Женщина сперва не реагировала на просьбы сына, а затем с нескрываемой раздражительностью оттолкнула от себя, бросив ему короткое «отстань!». В следующий момент ребёнок отпрянул назад и расплакался. «Что ты ноешь?» - не унималась мать – «Мужчины не плачут! Ты должен терпеть! Ноешь, как девчонка!». Мальчик замолчал, однако на его лице читалась обида. Мать резко схватила его за руку и быстрым шагом направилась в сторону своего дома, таща за собой ребёнка, который, поджав от досады губы, едва успевал переставлять ножки, боясь, чтобы мама снова не разозлилась. Такой сценарий повторялся много раз, пока однажды, мама не заметила, что сын начал заикаться, появились необъяснимые страхи, увеличилось чувство тревоги.
Постоянные внешние запреты на выражение своих желаний и чувств приводят к тому, что вырабатывается собственный внутренний запрет, например, по следующей схеме: «Если я произнесу своё желание, то мной будут недовольны, а значит меня не любят. Меня любят тогда, когда я не выражаю своих желаний и чувств». В данном конкретном случае была проведена психотерапевтическая работа с родителями, одной из задач которой, является проработка родителями (мамой) собственных внутренних запретов. Постепенно, приобретая свободу от претензий к себе и к миру, мать сама научилась безопасно выражать свои чувства, оздоровив тем самым себя и своего сына.
Лене недавно исполнилось 15 лет, день её рождения отметили хорошо, всё было так, как решили родители. Они конечно же хорошие люди и проявляют о Лене заботу, любят её, у девочки есть всё необходимое: еда, одежда, учебники, родители с усердием интересуются её успехами в школе. Всё бы хорошо, если бы… Каждое утро, перед тем как пойти в школу, Лена чувствует боль в области живота, её начинает тошнить, а в школе, прилежная ученица, с трудом может «выжать» из себя пару слов при ответе на вопрос учителя, а то и не может вовсе. Чувство «кома» в горле мешает думать и говорить, скованность мешает двигаться. Возвратившись после школы домой, Лена валится с ног от усталости и невыносимой головной боли. Родители, сбились с ног в поисках хороших врачей, обследовали всё, что могли, однако никаких отклонений обнаружено не было. Неуверенность, низкая самооценка, страх неудач – всё это стали спутниками девочки.
Требования родителей к девочке и её возможности в реальности оказались далеки друг от друга. Невроз семьи, вскармливающийся под лозунгом: «Мы учились как Ленин, а ты должна учиться лучше нас!», говорит о необходимости коррекции невроза в рамках системной семейной психотерапии, результатом которой стало устранение симптома. Лена свободно общается с друзьями, отвечает на вопросы учителя в школе, уверенно и спокойно преодолевает любые трудности.
Каждый раз, прислушиваясь к себе, тридцатилетний Евгений находил у себя разные болезни. Больше всего он боялся, что повысится артериальное давление, он потеряет сознание на улице или с ним случится сердечный приступ. У Евгения в поликлинике уже достаточно толстый том медицинской карты, врачи его хорошо знают и в коридорах больницы встречают как родного, улыбаются ему, интересуются его самочувствием, хотя объективно у молодого мужчины нет никаких серьёзных заболеваний, а все его опасения влекут за собой всё новые и новые обследования, как необходимые доказательства его здоровья. Нет доказательств – нет сна, нет аппетита, настроение ухудшается, работоспособность падает…
Психотравмирующая ситуация детства – потеря отца, умершего от тяжёлой болезни породила в будущем склонность этого пациента к сомнениям, мнительности, ипохондрии. Несмотря на то, что прошло много лет с момента утраты отца, Евгений так и не смог до конца смириться с этой ситуацией. Сначала это проявлялось в виде детских страхов, а во взрослом состоянии – в своеобразной «примерке» болезненных состояний. Возвращение в психотравмирующую ситуацию и её проработка, а также постановка новых реальных целей, помогли Евгению по-новому посмотреть на себя и окружающий мир, а значит сделать свою жизнь по-настоящему здоровой.
Кристина, 35 лет, с детства приучена родителями делать всё «на пять!». Иначе и быть не может! «У меня всё и везде должно быть безупречно: порядок и чистота в доме, аккуратность в работе, послушный ребёнок. Вот только муж «неправильный», не понимает, что всё в доме должно быть на своих местах: ложка к ложке, книжка к книжке, ну а руки после того как помыл, нужно вытирать именно синеньким полотенцем. Хорошая хозяйка, жена, мама… Но что-то здесь не так.. Дело в том, что Кристину мучают навязчивые мысли и действия. Каждый раз вытирая пыль с поверхности, например, журнального столика, она думает, что стол недостаточно чистый и пыль всё же осталась. Женщина берёт чистую тряпку и снова вытирает его. Беспокойство не проходит, появляется мысль, что если она недостаточно тщательно вытрет пыль со столика, с мужем может случиться что-то непоправимое. Кристина понимает абсурдность этих мыслей, но справиться с ними не может. Снова и снова берётся новая тряпка, снова она скользит по поверхности стола, до тех пор, пока напряжение не уходит. Иногда Кристину одолевает навязчивый счёт, который «заставляет» её вытирать левую половину стола чётное количество раз, а правую - нечётное. Все домашние подчинены Кристининым причудам, вынуждены подлаживаться под её особенности. Эмоциональные связи с дочерью нарушены, а её собственная жизнь подчинена некой сломанной программе.
Кристина страдает неврозом навязчивых состояний, и как выяснилось в процессе терапии, это связанно с её детскими воспоминаниями, с несоизмеримыми для восприятия ребёнка конфликтами между её родителями. Тяжёлое чувство ненужности и никчёмности переросло у Кристины в мучительные мысли и ритуалы. Со временем у неё выработалась ложная, сломанная программа из мыслей и действий, на изменение которой, потребовалось много времени и сил. Проработка психотравмирующей ситуации, выработка нового поведения, обучение релаксации позволило Кристине осознать, что кроме чистоты и порядка, в её жизни есть много ценностей, которые требовали от неё внимание и заботу. Кристина наладила отношения с дочерью и мужем, занялась лепкой из глины, завела собаку, которая, придя с улицы, периодически испытывает её на прочность, пробегая в квартиру с не протёртыми с прогулки лапами. Хозяйка с любовью относится к происходящему, наслаждаясь тому факту, что теперь можно жить полноценно, без «мистических» связок между мыслями и действиями.
Все эти примеры показывают, что проявления невроза могут охватывать людей разного пола, возраста, уровня образования и жизненного опыта.
Конфликтность, завышенные требования к себе и окружающим, постоянные сомнения в правильности действий, страх выражать своё мнение, выражать чувства, жизнь в абсурдных лозунгах и схемах, типа «ничего изменить невозможно!» или «это мой крест!» – всё это последствия психологических травм, внутренних конфликтов, ложных навязанных установок, которые проносятся сквозь жизнь людей, снижая её качество, нарушая взаимоотношения между людьми, часто родными и близкими, что в конечном итоге может привести к соматическим симптомам: головным болям, повышению артериального давления, а также разного рода навязчивым состояниям и страхам. Нарушенная программа тянется, как правило, из детства человека, постепенно проникая во все сферы его жизни: семью, учёбу, работу и может передаваться следующим поколениям. Болезненное действие психической травмы зависит и от её интенсивности и от индивидуальных особенностей нервной системы.
Невроз представляет собой функциональные заболевания нервной системы, с проявлением эмоциональных и соматовегетативных расстройств, которые осознаются человеком и переживаются им как что-то чуждое, болезненное, неправильное. Причиной невроза является действие психотравмирующих раздражителей и ситуаций.
Невроз можно и нужно лечить. Одной из основных задач является понимание того, что невротические симптомы – это сигнальные огни, которые говорят о том, что не всё в порядке. Обучение новому поведению, проработка внутренних конфликтов и работа с психотравмой – это шаги, которые приведут Вас к качественной жизни!
Индивидуальная работа, семейное консультирование, групповая работа – это то, что мы Вам можем предложить для улучшения качества Вашей жизни!
Удачи!