Телефон: 8 (8452) 711-711
Контакты и график работы
г. Саратов, ул. Белоглинская, д. 22

Наркологическая помощь на дому и в стационаре – круглосуточно

Запись к узким специалистам (психолог, психотерапевт, психиатр) – с 9:00 до 20:00

Игромания

Лечение игромании

Игромания – не дурная привычка, не неудачное хобби, не распущенность или проявление плохого характера. Игромания – это болезнь, совершенно официальный медицинский диагноз: она внесена в DSM IV – Международный справочник классификации заболеваний.

И болезнь эта, как и любая другая, поражает отнюдь не самых недостойных – ее жертвой может стать любой человек, вне зависимости от социального статуса, образования, силы личности, талантливости и т.д. Так, лудоманией страдали И.А.Крылов, Ф.М.Достоевский и многие другие известные люди.

Исследования Национальной ассоциации США по проблемам азартных игр свидетельствуют, что среднестатистический житель любой страны мира может стать уголовным преступником с вероятностью 6%, наркоманом – 32%, алкоголиком – 34%, игроманом – 48%. Следует также подчеркнуть, что люди, стадающие от игромании, сравнительно часто злоупотребляют алкого­лем, а также прибегают к употреблению наркотических пре­паратов, т. е. включаются в комбинированные формы аддиктивного поведения.

Основной характеристикой этого заболевания является потеря контроля над игрой, невозможность остановиться – в силу развивающихся нарушений эмоционально-волевой сферы. То есть трагедия игрока не в том, что он хочет играть – а в том, что он не может ничего с этим желанием поделать, не может самостоятельно остановить игру. Здесь можно провести аналогию с такой болезнью, как астма: астматик не может самостоятельно остановить приступ, ему нужна помощь извне, и в его болезни также нет его собственной вины.

Хотя игровая зависимость относится к нехимическим зависимостям, однако возбуждение от азарта и постоянные колебания настроения приводят игрока в такое психоэмоциональное состояние, при котором в организме в огромных количествах вырабатываются собственные внутренние наркотики (эндорфины) и стрессовые гормоны, с большим напряжением работают сердечно-сосудистая, дыхательная и мышечная системы, которые быстро истощаются, как и психика.

Очень важный гормон дофамин в тканях нервной системы снижается до необычно низкого уровня. Дофамин отвечает за положительные чувства, чувство удовлетворения, радости. Его уровень у игрока повышается только во время переживания азарта. Все остальное время азарто зависимый испытывает аппатию, депрессию и проч. негативные чувства.

Человека, подверженного этой болезни, не останавливают потеря семьи, друзей, работы, жилья, стремительно растущие долги, разрушения физического и душевного здоровья. Игра становится самым желанным, самым необходимым «эмоциональным наркотиком». Для него игра – единственный способ снятия стресса, возможностью убежать от реальности, одиночества, безысходности. Возможностью утвердиться в своей значимости, добиться признания, получить то, чего не хватает его душе. Он пытается это получить с помощью игры, а получает лишь иллюзию и боль.

Игромания – психическое расстройство, по тяжести и последствиям сравнимое с алкогольной и наркотической зависимостью. По мере развития болезни человек постепенно деградирует и все сферы его жизни деформируются. При этом сам зависимый отрицает наличие проблем. Он искренне верит, что может контролировать ситуацию, остановиться в любой момент, выиграть, раздать все долги и т. д. Слезы, просьбы, угрозы, попытки близких достучаться до здравомыслия азартнозависимого человека тщетны. Он болен. И отрицание является одним из основных проявлений зависимости.

К сожалению, в обществе отношение к зависимости, будь то наркомания, алкоголизм, лудомания, переедание и др., носит негативную социальную окраску, окружающие делегируют больному много вины и стыда. Лишь последнее время стало приходить осознавание того, что зависимость – болезнь. Это значит, что в ней нет вины самого человека, и что он нуждается в понимании, поддержке и лечении.

Лудомания (игровая зависимость, игромания, гэмблинг-зависимость) — патологическая склонность к азартным играм заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, которые доминируют в жизни человека и ведут к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей, такой человек не уделяет должного внимания своим обязанностям в этих сферах. В системе кодирования болезней МКБ-10 имеет код F63.0.

Спекулятивную торговлю на фондовом и валютном рынках многие также приравнивают к азартным играм, особенно в связи с доступностью такой торговли через Интернет.

В последнее время проблема азартных игр приобрела исключительно важное значение в связи с повсеместным распространением денежных игровых автоматов, открытием множества казино. Все они красиво оформлены, что способствует усилению суггестивного эффекта легкой возможности выигрыша за короткое время. Игровые автоматы давно распространены во всем мире. Так, еще в 1970-х годах XX столетия в Англии возникла проблема низкой посещаемости кинотеатров, вплоть до необходимости их закрытия, за счёт возрастающей популярности залов игровых автоматов. В США, по данным Р. Фольберг (Volberg, 1996), количество «проблемных игроков» — аддиктивных игроков, настолько зависимых от игровых автоматов, что их жизнь оказывается полностью подчинённой этой страсти, — достигает 5 % населения. Данные других исследователей (Ladouceur et al., 1999) свидетельствуют о том, что только за первую половину 1990-х годов число проблемных игроков выросло в Канаде более чем на 75 %.

В связи с этим многие зарубежные исследователи считают азартные игры серьёзной социальной проблемой, представляющей угрозу для части населения. Проблема усугубляется тем, что в процессе игры в ряде случаев возникают расслабление, снятие эмоционального напряжения, отвлечение от неприятных проблем, и игра рассматривается как приятное времяпрепровождение. На основе этого механизма постепенно наступает втягивание и развивается зависимость. Вместе с тем в литературе до сих пор не утихают споры — является ли игровая зависимость аддикцией или в большей степени одной из форм обсессивно-компульсивного расстройства (Blanco et al., 2001).

Признаки:

• Ц. П. Короленко и Т. А. Донских (1990) выделяют ряд признаков, характерных для азартных игр как одного из видов аддиктивного поведения. К ним относятся:

• Постоянная вовлеченность, увеличение времени, проводимого в ситуации игры.

• Изменение круга интересов, вытеснение прежних мотиваций игровой, постоянные мысли об игре, преобладание и воображение ситуаций, связанных с игровыми комбинациями.

• «Потеря контроля», выражающаяся в неспособности прекратить игру как после большого выигрыша, так и после постоянных проигрышей.

• Состояния психологического дискомфорта, раздражения, беспокойства, развивающиеся через сравнительно короткие промежутки времени после очередного участия в игре, с труднопреодолимым желанием снова приступить к игре. Такие состояния по ряду признаков напоминают состояния абстиненции у наркоманов, они сопровождаются головной болью, нарушением сна, беспокойством, сниженным настроением, нарушением концентрации внимания.

• Характерно постепенное увеличение частоты участия в игре, стремление ко всё более высокому риску.

• Периодически возникающие состояния напряжения, сопровождающиеся игровым «драйвом», всё преодолевающим стремлением найти возможность участия в азартной игре.

• Быстро нарастающее снижение способности сопротивляться соблазну. Это выражается в том, что, решив раз и навсегда «завязать», при малейшей провокации (встреча со старыми знакомыми, разговор на тему игры, наличие рядом игорного заведения и т. д.) игровая зависимость возобновляется.

Американская классификация:

В американской классификации психических расстройств (DSM-IV, 1994) диагноз патологической игровой зависимости ставится при наличии пяти и более пунктов из раздела А и пункта раздела Б.

А.

• Поглощен игрой, например, постоянно возвращается в мыслях к прошлому опыту игр, намеренно отказывается от игры или, наоборот, предвкушает и готовится к реализации очередной возможности сыграть, или обдумывает способ достать денежные средства для этого.

• Продолжает игру при все возрастающем подъеме ставок, чтобы достичь желаемой остроты ощущений.

• Предпринимал неоднократные, но безуспешные попытки контролировать свое пристрастие к игре, играть меньше или совсем прекратить.

• Проявляет беспокойство и раздражительность при попытке играть меньше или совсем отказаться от игры.

• Играет, чтобы уйти от проблем или снять дисфорию (в частности, чувство беспомощности, вины, тревогу, депрессию).

• Возвращается к игре на следующий день после проигрыша, чтобы отыграться (мысль о проигрыше не дает покоя).

• Лжет семье, врачу и другим людям, чтобы скрыть степень вовлеченности в игру.

• Совершал уголовные преступления — такие, как подлог, мошенничество, кража, присвоение чужого имущества с целью обеспечения средств для участия в игре.

• Ставит под угрозу и даже готов полностью порвать отношения с близкими людьми, бросить работу или учебу, отказаться от перспективы карьерного роста.

• В ситуации отсутствия денег из-за игры перекладывает решение проблем на других людей.

Б.

• Игровое поведение не связано с маниакальным эпизодом.

Говоря о психологических особенностях проблемных игроков, большинство исследователей указывает на потерю контроля за собственным поведением, причем это касается всех вариантов игры — от игры на тотализаторе до игровых автоматов (O’Connor, Dickerson, 2003).

Австралийские исследователи А. Бласцински и Л. Науэр (Blaszczynski, Nower, 1997) выделяют три подгруппы проблемных игроков:

— с нарушением поведения;

— эмоционально неустойчивые;

— антисоциальные игроки, склонные к импульсивным поступкам, подчеркивая тем самым неоднородность группы аддиктов.

Хотя болезненная страсть к азартным играм чаще наблюдается у мужчин, у женщин эта аддикция принимает более тяжелые формы. Женщины втягиваются в опасное увлечение в три раза быстрее и тяжелее поддаются психотерапии. В отличие от мужчин, женщины подпадают под зависимость от азартных игр в более зрелом возрасте, и по другим причинам. Наиболее распространенная из них — личные проблемы, от которых они пытаются уйти в игру. Наиболее часто это происходит в возрасте от 21 до 55 лет, и в 1-4 % случаев страсть принимает такие формы, при которых необходима помощь психиатра. Каждый третий патологический игрок — это женщина. Так, в недавнем сравнительном исследовании 70 проблемных игроков-мужчин и 70 игроков-женщин показало более прогредиентное развитие аддикции у женщин по стадиям: социальная игровая зависимость; интенсивная игровая зависимость; проблемная игровая зависимость. Половые различия между мужчинами и женщинами заключались также в том, что игровой зависимости у женщин чаще сопутствовало депрессивное расстройство, а у мужчин — алкоголизм (Tavares et al., 2003).

Следует отметить, что лица, участвующие в игре, сравнительно часто злоупотребляют алкоголем и другими психоактивными веществами, то есть включаются в комбинированные формы аддиктивного поведения. Для «игроков» типичны трудности межличностных отношений, частые разводы, нарушение трудовой дисциплины, частая смена работы.

Факторы, предрасполагающие к игровой зависимости:.

Существуют факторы, предрасполагающие к игровой зависимости (Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В., 2000):

— неправильное воспитание в семье;

— участие в играх родителей, знакомых;

— стремление к игре с детства (домино, карты, монополия и т. д.);

— вещизм;

— переоценка значения материальных ценностей;

— фиксированное внимание на финансовых возможностях;

— зависть к более богатым родственникам и знакомым;

— убеждение в том, что все проблемы можно решить с помощью денег.

Американский исследователь А. Пастернак (Pasternak, 1997), в свою очередь, в качестве факторов риска выделяет:

— принадлежность к этническому меньшинству;

— отсутствие семейного статуса;

— депрессию;

— различные варианты химической аддикции.

По мнению биологов из Университета Кентукки, у части животных существует некий базовый образец поведения или даже биологический механизм, который обуславливает появление игромании. Например, голуби предпочитают нерегулярную, но обильную пищу, несмотря на то, что небольшое количество регулярной пищи в целом на 50% больше случайных выигрышей[1].

Стадии развития игровой зависимости:

Р. Кастер (Custer, 1984) выделил три стадии развития игровой зависимости:

— стадию выигрышей;

— стадию проигрышей;

— стадию разочарования.

Стадия выигрышей представлена следующими признаками: случайная игра, частые выигрыши, воображение предшествует и сопутствует игре, более частые случаи игры, увеличение размера ставок, фантазии об игре, очень крупный выигрыш, беспричинный оптимизм. Для стадии проигрышей характерны: игра в одиночестве, хвастовство выигрышами, размышления только об игре, затягивающиеся эпизоды проигрышей, неспособность остановить игру, ложь и сокрытие от друзей своей проблемы, уменьшение заботы о семье или супруге, уменьшение рабочего времени в пользу игры, отказ платить долги, изменения личности — раздражительность, утомляемость, необщительность, тяжелая эмоциональная обстановка дома, одалживание денег на игру, очень большие долги, созданные как законными, так и незаконными способами, неспособность оплатить долги, отчаянные попытки прекратить играть. Признаками стадии разочарования являются: потеря профессиональной и личной репутации, значительное увеличение времени, проводимого за игрой, и размера ставок, удаление от семьи и друзей, угрызения совести, раскаяние, ненависть к другим, паника, незаконные действия, безнадежность, суицидальные мысли и попытки, арест, развод, злоупотребление алкоголем, эмоциональные нарушения, уход в себя.

Развитие фаз:

В. В. Зайцев и А. Ф. Шайдулина (2003) описали развитие фаз и поведение пациентов, составляющих так называемый игровой цикл, понимание которого важно для формирования психотерапевтических задач при работе с проблемными игроками.

Фаза воздержания характеризуется воздержанием от игры из-за отсутствия денег, давления микросоциального окружения, подавленности, вызванной очередной игровой неудачей.

Фаза «автоматических фантазий», когда учащаются спонтанные фантазии об игре. Игроман проигрывает в своем воображении состояние азарта и предвкушение выигрыша, вытесняет эпизоды проигрышей. Фантазии возникают спонтанно либо под влиянием косвенных стимулов.

Фаза нарастания эмоционального напряжения. В зависимости от индивидуальных особенностей возникает тоскливо-подавленное настроение, либо отмечаются раздражительность, тревога. Иногда это настроение сопровождается усилением фантазий об игре. В ряде случаев оно воспринимается пациентом как бессодержательное и даже направленное в сторону от игры и замещается повышением сексуального влечения, интеллектуальными нагрузками.

Фаза принятия решения играть. Решение приходит двумя путями. Первый из них состоит в том, что пациент под влиянием фантазий в «телеграфном стиле» планирует способ реализации своего желания. Это «очень вероятный для выигрыша», по мнению игромана, вариант игрового поведения. Характерен для перехода первой стадии заболевания во вторую. Другой вариант — решение играть приходит сразу после игрового эпизода. В его основе лежит иррациональное убеждение в необходимости отыграться. Этот механизм характерен для второй и третьей стадий заболевания.

Фаза вытеснения принятого решения. Интенсивность осознаваемого больным желания играть уменьшается, и возникает «иллюзия контроля» над своим поведением. В это время может улучшиться экономический и социальный статус игрока. Сочетание этих условий приводит к тому, что пациент без осознаваемого риска идет навстречу обстоятельствам, провоцирующим игровой срыв (большая сумма денег на руках, прием алкоголя, попытка сыграть для отдыха и т. д.).

Фаза реализации принятого решения. Для нее характерно выраженное эмоциональное возбуждение и интенсивные фантазии о предстоящей игре. Часто игромана описывают это состояние как «транс», «становишься как зомби». Несмотря на то, что в сознании пациента еще возникают конструктивные возражения, они тут же отметаются иррациональным мышлением. У игрока доминируют ложные представления о возможности контролировать себя. Игра не прекращается, пока не проигрываются все деньги. Затем начинается фаза воздержания и запускается новый цикл.

Ошибки мышления:

В. В. Зайцев и А. Ф. Шайдулина (2003) уделяют особое внимание так называемым «ошибкам мышления», которые формируют иррациональные установки игроманов. Ошибки мышления бывают стратегическими, обусловливающими общее положительное отношение к своей зависимости, и тактическими, которые запускают и поддерживают механизм «игрового транса».

К стратегическим ошибкам мышления относятся следующие внутренние убеждения:

• Деньги решают все, в том числе проблемы эмоций и отношений с людьми.

• Неуверенность в настоящем и ожидание успеха вследствие выигрыша, представление о возможности уничтожить жизненные неудачи успешной игрой.

• Замещение мыслей о контроле над собственным будущим фантазиями о выигрыше.

К тактическим ошибкам мышления относятся:

• Вера в выигрышный — фартовый — день.

• Установка на то, что обязательно должен наступить переломный момент в игре.

• Представление о том, что возможно вернуть долги только с помощью игры, то есть отыграть.

• Эмоциональная связь только с последним игровым эпизодом при даче себе самому слова никогда не играть.

• Убеждение о том, что удастся играть только на часть денег.

• Восприятие денег во время игры как фишек или цифр на дисплее.

• Представление о ставках как о сделках.

Эпидемия игромании:

Зал игровых автоматов в казино

В связи с повсеместным распространением игровых автоматов и отсутствием контроля, в частности, возрастного, в игровых залах России среди населения практически во всех возрастных группах началась своеобразная эпидемия игромании. Подростки не оказались в стороне от нее. У последних имеются свои особенности игровой зависимости. Исследование особенностей игры среди подростковой популяции в 10000 человек в возрасте от 12 до 13 лет из 114 школ в Англии и Уэльсе показало, что подростки играют практически в те же игры, что и взрослые. Вместе с тем подростки предпочитают игровые автоматы (fruit machines), а также билеты национальной лотереи. По данным австралийских исследователей, более 5 % подростков могут быть отнесены к проблемным игрокам (Fisher, 1999).

П. Дельфабро и Л. Трапп (Delfabbro, Thrupp, 2003), рассматривая социальные детерминанты, способствующие возникновению подростковой игромании, указывают на факт игровой зависимости среди родителей, а также положительное отношение к игре в семье. Говоря о факторах, препятствующих подростковой игромании, исследователи отмечают воспитание в семье таких качеств, как умение сохранять свои деньги, составлять и поддерживать бюджет.