Телефон: 8 (8452) 711-711
Контакты и график работы
г. Саратов, ул. Белоглинская, д. 22

Наркологическая помощь на дому и в стационаре – круглосуточно

Запись к узким специалистам (психолог, психотерапевт, психиатр) – с 9:00 до 20:00

Коррекция причин подсознательного поведения

Известно, что разнообразие вариантов психического развития ребенка - дошкольника зависит от ряда условий и причин, важнейшими из которых являются: состояние здоровья (соматического, нервно — психического); сформированность ведущей, а также других типичных для данного возраста видов деятельности; социальная ситуация развития ребенка (круг общения и характер взаимоотношений «взрослый - ребенок», «ребенок — ребенок» в семье, обществе в целом).

Следует отметить, что сегодня в детской популяции неуклонно растет число детей, имеющих диагноз «перинатальное поражение центральной нервной системы» (ПП ЦНС). Многие исследователи указывают, что ранние органические поражения ЦНС играют большую роль в этиологии нервных и психических расстройств у детей (G. Tardieu, F. J. Schreiber, С. В. Courville, Б. В. Лебедев, Ю. И. Барашнев, Л. Ю. Долгина, Л. Т. Журба, Е. М. Мастюкова).

В результате могут возникнуть симптомы приостановки и задержки темпа развития познавательных функций, в том числе мышления; симптомы недоразвития и задержки развития речи; психомоторики; расстройства в эмоционально-волевой сфере, которые проявляются в нарушениях коммуникативной функции, повышенной возбудимости, невротических реакциях; синдром мышечной гипотонии с дальнейшим формированием сколиозов и др. (А. Homburger, М. О. Гуревич, Б. Н. Клоссовский, М. С. Певзнер, А. А. Рассказова, М. В. Саидова, А. Ю. Ратнер, J1. А. Захирина, Н. Ф. Бережная).

Тем не менее, поражение центральной нервной системы не исключает последующего нормального развития ребенка, психическое развитие которого в значительной мере зависит от ранней диагностики мозговых поражений и от своевременности и правильности лечения. Однако, как это часто имеет место, по достижении такими детьми возраста одного года они снимаются с медицинского учета, и дальнейший путь их психического развития, как показывает анализ литературных источников, целенаправленно не отслеживается. В поле зрения медицинских работников эти дети попадают вновь уже в возрасте 6-8 лет в связи с проблемами школьной незрелости или дезадаптации (Л. П. Уфимцева, Н. А. Симонова, Т. К. Окладникова, 1996).

Что касается социальной ситуации развития дошкольника с ПП ЦНС, то и в этой области отсутствуют сведения, в частности об особенностях родительских отношений, которые оказывают решающее влияние на ребенка. Известно, что неблагоприятный психологический климат в семье негативным образом сказывается на психическом развитии и здоровье детей (3. Фрейд; D. W. Winnicot, М. Кляйн; А. Адлер, J. Bowlby, А. А. Бодал ев, В. В. Столин, А. И. Захаров, Д. Н. Исаев, Й. Лангмейер, 3. Матейчек, Э. Эриксон и др.).

Учитывая вышесказанное, к группе риска в рамках нашего исследования отнесены дети младшего дошкольного возраста, имевшие в анамнезе диагноз ПП ЦНС, в связи с риском возможных отклонений в их развитии.

Таким образом, актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется несоответствием между социальной значимостью рассматриваемой проблемы и недостаточностью ее изученности в специальной психологии.

В связи с выше сказанным можно констатировать, что знание особенностей родительских отношений к детям - дошкольникам, имеющим в анамнезе диагноз ПП ЦНС, поможет спланировать целенаправленную работу с семьей по созданию благоприятного психологического климата, способствующего полноценному психическому и личностному развитию таких детей, что обусловливает актуальность исследования на научно-теоретическом уровне.

На научно-методическом уровне актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки программы оценки родительских отношений к детям 3-х летнего возраста с диагнозом ПП ЦНС (в анамнезе) и уровня их психического развития, а также специального комплекса коррекционных мероприятий по нормализации родительских отношений с такими детьми.

На основе анализа актуальности и указанного несоответствия выделена проблема исследования: особенности родительских отношений к детям трехлетнего возраста, имеющим в анамнезе диагноз lili ЦНС, их возможное влияние на психическое развитие этих детей и пути коррекции родительских отношений.

Актуальность выявленной проблемы и указанного несоответствия определили тему исследования: «Изучение и коррекция родительских отношений к детям младшего дошкольного возраста группы риска по отклонениям развития».

Цель исследования: изучить особенности родительских отношений к детям и их влияние на психическое развитие дошкольников, имеющих в анамнезе диагноз 1111 ЦНС, и разработать комплекс коррекционных мероприятий.

Объект исследования: родительские отношения к детям и их роль в психическом развитии детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: выявление особенностей и коррекция родительских отношений к детям дошкольного возраста, имеющим в анамнезе ППЦНС.

Исходя из анализа актуальности, цели, объекта и предмета исследования, мы выдвинули следующую гипотезу:

- признавая общие закономерности нормального и отклоненного развития, предполагаем, что психическое развитие детей дошкольного возраста с ПП ЦНС (в анамнезе) во многом будет определяться своеобразием и особенностями родительского отношения, знание и учет которых могут стать основой профилактики и коррекции неблагоприятных типов родительских отношений;

- коррекция родительских отношений к детям младшего дошкольного возраста с диагнозом ПП ЦНС (в анамнезе) предполагает разработку комплекса специальных мероприятий, учитывающих особенности психического развития детей данной категории и типы родительских отношений в семьях.

  • Цель и гипотеза определили постановку задач исследования.
  • 1. Провести теоретический анализ литературных источников по проблеме родительских отношений и их влияния на психическое развитие дошкольников, в том числе имеющих в анамнезе диагноз 1111ЦНС.
  • 2. Разработать диагностическую программу для оценки родительских отношений к детям и психического развития детей - дошкольников 3-х летнего возраста.
  • 3. Провести сравнительное изучение родительского отношения к детям дошкольного возраста с наличием и отсутствием в анамнезе диагноза ПП ЦНС.
  • 4. Выявить особенности психического развития детей дошкольного возраста, имеющих в анамнезе ПП ЦНС, и воспитывающихся в семьях с различным типом родительских отношений.
  • 5. Разработать комплекс коррекционных мероприятий, направленных на оптимизацию родительских отношений в семьях, имеющих детей дошкольного возраста с диагнозом 1111 ЦНС в анамнезе с учетом установленных закономерностей.

Методологическую основу исследования составили:

- работы по системному подходу (О. JI. Алексеев, В. В. Коркунов, В. Н. Садовский, Б. Г. Юдин);

- зарубежные и отечественные теории фундаментального влияния родительских отношений на психическое развитие ребенка (3. и А. Фрейд, М. Кляйн, К. Юнг, Э. Эриксон, К. Хорни, Э. Фромм, К. Роджерс, Д. Боулби, М. Эйнсворт, X. Кохут, А. А. Бодалев, В. В. Столин, А. С. Спиваковская, А. Я. Варга, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис, и др.).

- теоретические исследования в области изучения объективных законов развития психики, общих и специфических закономерностей психического развития ребенка (JI. С. Выготский, JI. И. Божович, Д. Б. Эльконин, В. Н. Мясищев, А. Ф. Лазурский и др.);

- теория деятельности (А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский), указывающая на роль совместной деятельности с окружающими людьми, характера взаимоотношений с ними в процессе формирования личности ребенка;

- теория культурно-исторического развития высших психических функций JL С. Выготского, а также научные труды его последователей (Д. Б. Эльконина, А. А. Бодалева, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, М. И. Лисиной); теоретические положения в области психиатрии, педиатрии, перинатальной психологии, выделяющие в качестве основной причины нервно-психических заболеваний детского возраста повреждения нервной системы вследствие внутриутробной патологии и родовых травм (Г. Е. Сухарева, Т. И. Покровская, Р. М. Нарицына, В. В. Ковалев и др.).

Для решения поставленных задач применялся следующий комплекс методов исследования:

• теоретические методы (проблемно-ориентированный анализ, позволивший сформулировать исходные положения исследования; понятийно-терминологический анализ психологической, медицинской литературы, применявшийся для описания категориального поля проблемы);

• эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, беседа, сбор анамнеза, тестирование);

• методы математической статистики (сравнение выборок по U-критерию Манна-Уитни; анализ взаимозависимости признаков на основе расчета коэффициента корреляции Спирмена посредством компьютерной статистической программы Statgraphics Plus v.2.1.).

Опытно-экспериментальная база и этапы диссертационного исследования. Экспериментальной базой явились 14 дошкольных образовательных учреждений и Центр диагностики и консультирования № 9 Центрального района г. Красноярска. Исследование проводилось поэтапно: 2003-2004 гг. - анализ литературных источников; постановка цели, гипотезы, задач исследования; разработка и апробация диагностического инструментария; 2005-2007 гг. - проведение констатирующего эксперимента и статистическая обработка результатов; 2008 г. — оформление диссертационного исследования.

Обоснованность и достоверность результатов обеспечена исходными методологическими и теоретическими положениями отечественной психологии; использованием взаимосвязанного комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных целям и задачам исследования; системностью исследовательских процедур, репрезентативностью выборки; углубленным качественным и количественным анализом полученных данных, применением методов математической статистики; личным участием автора на всех этапах эксперимента.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

1. Осуществлен сравнительный анализ характера родительских отношений к детям - дошкольникам 3-х лет с наличием и отсутствием в анамнезе диагноза ПП ЦНС.

2. Выявлена специфика родительских отношений к детям, имеющим в анамнезе диагноз ПП ЦНС, выражающаяся в большей частоте проявления неблагоприятных типов отношений.

3. Установлены закономерности родительских отношений к детям, имеющим в анамнезе диагнозПП ЦНС, в зависимости от тендерной принадлежности родителя и ребенка.

4. Определена зависимость между типом родительского отношения и показателями психического развития детей, имеющих в анамнезе диагноз ПП ЦНС.

5. Разработан и научно обоснован комплекс коррекционных мероприятий, направленных на формирование педагогической культуры родителей и коррекцию «Я- образа» детей, имеющих в анамнезе диагноз ПП ЦНС, навыков их общения со взрослыми с учетом установленных закономерностей.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных данных для профилактики депривации дошкольников, имеющих в анамнезе диагноз ПП ЦНС, в семьях с целью обеспечения их полноценного психического и личностного развития.

Выявленные особенности родительских отношений к детям дошкольного возраста с диагнозом ПП ЦНС в анамнезе, имеют важное значение для:

• практических психологов дошкольных учреждений, школ с целью организации профилактических, а в случае необходимости и коррекционных мероприятий, способствующих оптимизации психического и личностного развития детей, имеющих в анамнезе диагноз ПП ЦНС;

• практики консультирования и оказания психологической помощи семье посредством обогащения знаний родителей о роли детско-родительских отношений в полноценном психическом и личностном развитии детей с учетом тендерных и возрастных особенностей.

Полученные данные могут явиться основой для разработки учебно-методических пособий, курса лекций, семинаров и практических занятий по коррекционной психологии и педагогике для студентов вузов и слушателей системы повышения квалификации работников образования.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры коррекционной педагогики института специальной педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, кафедр коррекционной педагогики, специальной психологии Уральского государственного педагогического университета; пленарных и секционных заседаниях региональных конференций практических психологов Красноярского края (2005-2007 гг.); региональных педагогических чтениях по коррекционной педагогике (2006 г.); Красноярском городском форуме психологов (2007г.); V Всероссийской научной конференции «Образование и социализация личности в современном обществе» (Красноярск, 2007г); II Всероссийской научно-практической конференции «Психологическая наука и практика образования: современные тенденции» (Красноярск, 2008 г.).

Полученные экспериментальные данные использовались автором при чтении лекций и проведении практических занятий со студентами

Красноярского государственного педагогического университета, в процессе работы в Центре диагностики и консультирования № 9 г. Красноярска.

Основные результаты проведенного исследования отражены в 14 публикациях автора.

Положения, выносимые на защиту:

1. Утверждаем, что спецификой родительских отношений к младшим дошкольникам, с диагнозом ПП ЦНС в анамнезе, по сравнению с детьми, у которых данный диагноз отсутствует, являются более частые проявления неблагоприятных их типов: «социально нежелательного отношения» со стороны обоих родителей, «симбиоза» - со стороны отцов, «отвержения» — со стороны матерей.

2. Отмечаем наличие выраженной гендерной зависимости в родительских отношениях к дошкольникам, имеющим в анамнезе диагноз ПП ЦНС.

3. Существует взаимосвязь между типом родительских отношений и показателями психического развития ребенка, имеющего в анамнезе диагноз ПП ЦНС: при неблагоприятных родительских отношениях чаще выявляется несформированность «Я- образа» ребенка и недостаточность навыков общения со взрослыми.

4. Утверждаем, что комплекс коррекционных мероприятий, предложенный с учетом закономерностей, выявленных на основе разработанной программы изучения особенностей родительских отношений и психического развития детей, позволит оптимизировать: процесс формирования педагогической культуры родителей и навыков общения со взрослыми детей, имеющих в анамнезе диагноз ПП ЦНС, коррекцию «Я-образа» этих детей.